Регистрация    Вход    Форум    Поиск    FAQ

Список форумов » Статьи




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О принципах типологии.
 Сообщение Добавлено: 02 апр 2010, 00:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 апр 2010, 22:50
Сообщения: 27
Одной из важнейших характеристик специального образования является перечень видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Этот список в разных образовательных системах (государственных, региональных) неодинаков как по спектру номинаций, так и по объему. Например, если в России это 8 видов, то в Нидерландах – 15, в штате Нью-Джерси (США) – 12 и т.д. и т.д.

В настоящее время в России проходит реформа системы образования, которая затрагивает, в частности, и специальное образование. На законодательном уровне несколько раз рассматривался законопроект «О специальном образовании», в настоящее время – законопроект дополнений к Закону «Об образовании» в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Специальными образовательными потребностями).

Во всех случаях ставился вопрос о внесении изменений в перечень видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В частности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин в постановляющей части Специального доклада «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» предлагает законодательной власти в рамках дополнений к Закону «Об образовании» в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» ввести «новый перечень специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе, для обучающихся, воспитанников с расстройствами аутистического спектра, нарушениями эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой и с другими сложными недостатками».
Принятие решения о создании нового вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений должно основываться на определенных научно и социально обоснованных принципах. Однако, четкой формулировки этих принципов, выходящей за рамки сугубо прагматических позиций, ни в отечественной, ни в зарубежной коррекционной педагогики нам обнаружить не удалось. В качестве примера можно привести неопределенность и непоследовательность позиции Министерства образования и науки РФ (и его предшественников) в отношении специальных учреждений для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Одна точка зрения закреплена в «Методических рекомендациях по организации центров для детей с аутизмом» Минобразования России и в дополнении от 23.12.2002 г. к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. №867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», из чего, вроде бы, следует, что указанные учреждения нужны. В то же время, в ряде проектов, вышедших из того же Министерства (например, в проекте Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, 1999 г.), необходимость специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с аутизмом (или РАС) отрицается, и указывается, что детский аутизм (и другие РАС) следует включить в категорию расстройств эмоционально-волевой сферы и создавать для всей этой группы единые специальные (коррекционные) образовательные учреждения и образовательные стандарты. Несовпадение этих точек зрения совершенно очевидно, и необходимо, опираясь на современные данные науки, попытаться поставить точки над i, для чего провести медико-педагогический анализ проблемы.

Результаты этого анализа в тезисном выражении следующие:
  1. Вид специального (коррекционного) образовательного учреждения создается для детей и подростков, имеющих стойкое, не поддающееся медицинской коррекции (некурабельное) нарушение развития сенсорной сферы, психики, опорно-двигательного аппарата, речи или любые сочетания перечисленных нарушений;
  2. В основе нарушения развития, для комплексной медико-психолого-педагогической коррекции которого создается определенный вид специальных (коррекционных) образовательных учреждений, лежит синдром негативных расстройств, поскольку именно негативные расстройства определят истинную тяжесть патологии, основные характеристики ее динамики и – в значительной степени – ее прогноз;
  3. При выделении вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений учитывается клинико-психологическая структура нарушения; видообразующий признак является в структуре дефекта, как правило, основным, то есть определяющим основную симптоматику патологии. В соответствии с этим, ребенка со сложной структурой нарушений целесообразно воспитывать и обучать в учреждении, предназначенном прежде всего для коррекции основного нарушения: при умственной отсталости (основное нарушение, негативный синдром общего психического недоразвития, например), осложненной психопатоподобными формами поведения (осложняющий и/или вторичный продуктивный синдром, относящийся к группе аффективно-волевых и/или поведенческих нарушений) ребенок направляется в учреждение для умственно отсталых детей, но не в учреждение для детей с патологией эмоционально-волевой сферы и поведения;
  4. Выделение вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе продуктивной симптоматики допускается только в том случае, если 1) имеют место существенные нарушения социальной адаптации, 2) подразумевается определенный специфический спектр психолого-педагогических воздействий и 3) отсутствуют негативные расстройства, релевантные другим видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Например, при наличии выраженных патологических подростковых реакций и отсутствии умственной отсталости, ЗПР, сенсорных дефектов, детского аутизма и т.д. и при наличии всех остальных условий (согласие родителей и т.д.) ребенок может быть помещен в школу (детский сад) для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, но ребенок с внешне сходными поведенческими проявлениями и с диагнозом «детский аутизм», «глухота», «алалия» и т.д. в упомянутое выше учреждение направляться не должен, как и ребенок с умственной отсталостью, осложненной психопатоподобным синдромом;
  5. В пределах одной модальности нарушений допускается выделение нескольких видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, если особенности нарушений предполагают качественно различные коррекционные подходы (глухота и тугоухость, слепота и слабовидение);
  6. Спектр возможных организационных решений тем более широк, чем более разнообразны варианты видообразующей негативной симптоматики в плане основных клинических проявлений, сопутствующей симптоматики и вариантов динамики так в среднем для ребенка с умственной отсталостью спектр возможных организационных решений более ограничен, чем для ребенка с ЗПР или речевыми нарушениями;
  7. В случае сложного дефекта создание особого вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений допускается, если сочетание нарушений, составляющих сложный дефект, требует решений, принципиально отличных от тех которые приемлемы для коррекции отдельных составляющих: обучение и воспитание слепоглухих требует методов, отличных от тех, которые применяются при изолированных слепоте и глухоте.
Изложенные принципы не противоречат интеграционным тенденциям развития современного специального образования.


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Список форумов » Статьи


 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron